Совместная деятельность школы и НКО в обучении и воспитании детей с нарушением слуха

Совместная деятельность школы и НКО в обучении и воспитании детей с нарушением слуха

В последние годы в нашей стране динамично развивается система государственной грантовой поддержки некоммерческих организаций, позволяющая получить от государства дополнительную материальную, а также информационную и консультативную помощь на осуществление и развитие своей деятельности.

Идея реализации того или иного проекта приходит в голову неравнодушным людям. Людям, которые хотят повлиять на изменения вокруг. И вот таким неравнодушным человеком является председатель Мордовского регионального отделения ВОГ Зубаровская Ольга Станиславовна. Она обратилась в 2018 году к администрации ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха», чтобы заручиться поддержкой в реализации мероприятий по проекту «Жестовый язык – родной и необходимый» от Фонда Президентских грантов (реализация с апреля 2019 по декабрь 2020).

Опыт показывает, что одному человеку сложно реализовать проект, поэтому обязательно нужно привлекать единомышленников, партнеров, наставников. В этом проекте обществу глухих помогали педагоги нашей школы: Автайкина И. А., Тараканова Л.Б., Киушкина Е. И., Равочкина С. И, Репникова В. И.

Цели проекта

  1. Создание условий для живого общения между семьями, где дети – дошкольники, и такими семьями, где малыши еще не посещают детский сад; для обмена опытом и возможности проведения совместного досуга. Ежемесячное получение консультаций (врача-сурдолога и психолога), обучение необходимому минимуму жестового языка, который позволит родителям общаться с малютками уже в первые месяцы и годы жизни.
  2. Создание более комфортных условий для восприятия глухим ребенком учебной программы, свободы коммуникации и доступа к информации посредством применения учителями и воспитателями его родного, жестового языка.
  3. Расширение кругозора глухого школьника путем увеличения словарного запаса посредством занятий в кружке русского жестового языка, а также участием в досуговых развивающих мероприятиях.

Целевая группа – глухие и слабослышащие дети, их родители, учителя и воспитатели школы.

Работа по проекту проходила как в стенах учебного заведения, так и вне его, в помещениях Мордовского регионального отделения ВОГ, были организованы выездные мероприятия. Проведенная работа освещалась на сайте Мордовского РО в соответствующем разделе, в созданном сообществе социальной сети ВК, на специально созданной странице видеохостинга YouTube, периодически о жизни проекта выходили публикации в средствах массовой информации.

Что же входило в систему по реализации проекта «Жестовый язык – родной и необходимый»?

  • Еженедельные занятия кружков изучения жестового языка в начальной школе, в старшей школе.
  • Курсы основ русского жестового языка для педагогов школы-интерната.
  • Мастер-классы по изобразительной деятельности для учащихся начальной школы и воспитанников дошкольного отделения.
  • Театральные постановки сказок «Рукавичка» и «Волк и козлята» на жестовом языке.
  • Встречи с интересными людьми, экспертами, специалистами; лекции, круглые столы.
  • Экскурсии, выезды с учащимися старшей школы.
  • Вечер поэзии на жестовом языке в старшей школе.
  • Просмотр детьми сказок на жестовом языке, созданных в Мордовском РО ВОГ.
  • Встречи с дошкольниками и их родителями на базе Мордовского РО ВОГ.
  • Мероприятия и развлечения в дошкольном отделении, организованные совместно педагогами дошкольного отделения и представителями ВОГ.
  • Участие воспитанников школы-интерната под руководством педагогов школы в конкурсах, выступлениях со стихами и песнями на жестовом языке.

Подробнее о некоторых мероприятиях проекта. Еженедельно Ольга Станиславовна Зубаровская проводила с учащимися начальных классов и учениками старшей школы занятия по изучению жестового языка. Чтобы создать комфортные условия, заинтересовать детей, организаторы закупили индивидуальные маркерные доски, маркеры, блокноты, наборы ручек разных цветов, бейджики. Контакт между преподавателем и детьми возник на первом же занятии.

Авторитет, обаяние педагога, умелое владение жестовой речью, эмоциональное преподнесение материала помогли сразу же заинтересовать детей. Система занятий по различным лексическим темам, соответствующим возрасту детей, с изучением и корректированием дактильной азбуки, использованием наглядности, просмотром сказок на жестовом языке, позволила достичь конкретных результатов. Ребята стали лучше владеть жестами, благодаря чему облегчается процесс усвоения нового материала, расширяется лексический запас. По отзывам самих воспитанников, им очень понравились занятия, они легче запоминают и понимают текст, направленную речь, если она сопровождается жестами.

На ряде итоговых занятий использовались игры, которые помогли проверить знания детей. Особенно понравилась ученикам игра «Испорченный телефон». Ребенок читает или придумывает небольшой текст, жестами пытается рассказать его собеседнику. Второй передает содержание следующему слушателю и т.д. Находящийся в конце цепочки ребенок после осмысления увиденного жестами высказывания произносит вслух, что он понял, и в результате выявляется, есть ли расхождение с текстом в его изначальной интерпретации.

Одно из важнейших событий проекта – курсы основ русского жестового языка для педагогического коллектива (15 человек, среди которых и молодые специалисты) в сентябре – октябре 2019 года, которые проходили непосредственно в стенах ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школы-интерната для детей с нарушением слуха». Вела их директор учебно-методического центра Всероссийского общества глухих Осокина Людмила Михайловна (г. Москва). Было очень увлекательно, познавательно. Курсы были логически правильно выстроены, от простого к сложному, с разбором конкретных ситуаций. Педагогам сейчас намного проще общаться с детьми, вести мероприятия, объяснять учебный материал и учить детей с дошкольного возраста правильным жестам, а также прибегать к ним как к вспомогательному средству обучения.

006

В рамках проекта было запланировано несколько мастер-классов по изобразительной деятельности под руководством преподавателя живописи МБУ ДО ДХШ №4 Кухар С. В. Некоторые наши воспитанники посещают изобразительные студии и имеют уже определенные навыки в этом виде деятельности. Для других же данные мероприятия оказались очень полезными. Они помогли выявить у детей способности к изобразительному искусству, заинтересовать ребят, познакомить с новыми приемами работы с красками, кистью. Одно из таких занятий было проведено в дошкольном звене и очень понравилось малышам. Также дети узнали, как с помощью жестов можно показать цвета, названия предметов, используемых в работе. По окончании последнего мастер-класса в школе была организована выставка работ, выполненных участниками данных мастер-классов.

008
Продолжительное время воспитанники с педагогами работали по подготовке к театрализации сказок «Рукавичка» и «Волк и козлята». Сложность состояла в том, что ребенок, играя роль, должен был не только произносить текст героя, но и сопровождать его жестами. Это довольно сложно, но каждый сурдопедагог помог воспитаннику выучить текст вместе с жестами и отработал индивидуально со своим ребенком его роль. Были репетиции, подбирались и закупались костюмы, декорации, реквизит. Премьеры сказок прошли с успехом. И зрители, и сами артисты были довольны и счастливы. К тому же актеры получили подарки, и по окончании каждой премьеры было устроено чаепитие с тортом, оформленным по мотивам сказки.

011

012

 

013

В старшей школе были также организованы плановые занятия кружка, дети выезжали на экскурсии в национальный музей мордовской народной культуры, в государственный театр кукол. Своеобразным итоговым мероприятием стал «Вечер поэзии». Ребята читали известные произведения русских современных поэтов, эмоционально, проникновенно, сопровождая слова жестовой речью. Соответствующие тема мероприятия, оформление зала и легкая фоновая музыка создавали торжественную атмосферу праздника поэзии, придавали дополнительную окраску происходящему. И зрители, и выступающие получили удовлетворение и задел на будущее. Оказывается, как это красиво, стихи в симбиозе языка и жестов.

014


Педагоги нашей школы и раньше готовили детей к исполнению в таком жанре художественного творчества, как жестовая песня. Воспитанники Таракановой Л.Б., Равочкиной С.И. периодически становились победителями различных конкурсов и фестивалей. За время проекта наши педагоги получили дополнительную подготовку и поддержку от руководителей и сотрудников РО ВОГ, благодаря чему разработка жестового ряда для исполнения песен стала более качественной. Как результат, первые места в ряде конкурсов российского и международного уровня.

016

Было проведено много работы, в которой участвовал практически весь педагогический состав и детский коллектив нашего учебного заведения. Какие же результаты от реализации проекта мы можем видеть? Учителя, воспитатели, сурдопедагоги повысили уровень своей подготовки в области русского жестового языка, наметили цели по пути совершенствования своих знаний и умений. Педагоги школы заинтересованы, они активнее стали применять жестовую речь в практике работы с детьми. Уже в дошкольном звене в занятия, праздники, развлечения педагоги включают элементы жестового языка, сначала педагог, затем ребенок, проговаривая текст вслух, дублирует его жестами. Улучшается понимание, запоминание. На последующих возрастных этапах этот процесс продолжается, развивается.
Вывод однозначный, жестовый язык действительно нужен как вспомогательное средство в обучении, воспитании и развитии детей с нарушениями слуха, он является реальным подспорьем в процессе познания окружающего мира ребенку с нарушенным слухом.


Автайкина Ирина Александровна, музыкальный руководитель ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха»

КОНТАКТЫ

Сайт сетевого издания «Педагог13»pedagog13.ru

E-mail: pedagog13@e-mordovia.ru

Адрес: 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Транспортная, д. 19

Телефон: +7 (8342) 32-17-35

12+

ОБ ИЗДАНИИ

Сетевое издание «Педагог 13» зарегистрировано в качестве средства массовой информации Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ЭЛ № ФС 77-81793 от 31.08.2021).
Периодичность издания журнала – 4 раза в год.

Подробнее...

ДОКУМЕНТЫ

© Сетевое издание «Педагог 13» 2024.
Авторские права защищены.
При копировании материалов прямая ссылка на источник обязательна!