ФГОС третьего поколения: готовимся к переходу

Вопрос перехода на обновленные стандарты является одним из стратегических для всей отрасли «Образование». С 1 сентября 2022 года все школы Российской Федерации начнут принимать школьников в первые и пятые классы на обучение только по обновленным федеральным государственным образовательным стандартам начального общего и основного общего образования.

В Республике Мордовия региональным оператором реализации мероприятий по обеспечению перехода на обновленные ФГОС НОО и ООО является ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства – «Педагог 13.ру».

ОБЗОР ОБЩИХ НОВОВВЕДЕНИЙ

Обновленная редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании общеобразовательными организациями программ начального общего и основного общего образования, а также учета интересов и возможностей как образовательных организаций, так и обучающихся. Обновленный ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности и дает ответ на вопрос о том, чему должна учить современная школа. Сегодня создается единая содержательная основа для обеспечения качества реализации общеобразовательных программ, в том числе с включением в этот процесс заинтересованного родительского сообщества.

1                                           2
ФГОС НОО (Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286)                                           ФГОС НОО (Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287)

 
Остановимся подробнее на некоторых новшествах.

Конкретизированы требования к образовательным результатам.

Одна из главных особенностей обновленных ФГОС – детализированные требования к образовательным результатам. Определены четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Это делает стандарты понятными для педагогов, родителей и самих обучающихся, а также позволяет выстроить единую цепочку «программа – учебник – уроки – итоговая аттестация».

Определены требования к личностным и метапредметным образовательным результатам, которые описаны по группам. Личностные результаты сгруппированы по направлениям воспитания:

  • гражданско-патриотическое;
  • духовно-нравственное;
  • эстетическое;
  • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
  • трудовое;
  • экологическое;
  • ценность научного познания.

 Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
  • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.

Объем нагрузки изменен.

Таблица

Изменения в объеме аудиторной нагрузки

Показатель ФГОС НОО 2009 г. ФГОС НОО 2021 г. ФГОС ООО 2010 г. ФГОС ООО 2021 г.
Минимальное количество часов 2904 2954 5267 5058
Максимальное количество часов 3345 3190 6020 5549

 
В начальной школе снижен объем внеурочной нагрузки. Раньше он составлял максимум 1350 часов за 4 года обучения, теперь – максимум 1320 часов.

Закреплена вариативность содержания программ.

Еще одно новое требование к ООП НОО и ООО – теперь их содержание должно быть вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на различные потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.

Новое требование вариативности дает школе достаточную свободу выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут преподавать предметы так, как считают нужным и подходящим для конкретных классов. Но эта свобода ограничена четкими требованиями к предметным результатам.

Исключен из списка обязательных предметов второй иностранный.

На уровне ООО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык. Разработчики новой редакции ФГОС ООО исключили этот предмет из списка обязательных.

Включено понятие «функциональная грамотность».

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.

Введены новые требования к рабочим программам.

Впервые примерные рабочие программы разработаны на федеральном уровне. Их апробация состоялась в период с 15 сентября 2021 года по 30 апреля 2022 года. В ней приняли участие 146 учителей начальной и основной школы общеобразовательных организаций Республики Мордовия. Апробация позволила усовершенствовать примерные рабочие программы по учебным предметам с учетом предложений учителей-практиков.

До 1 сентября 2022 года всем учителям, которые будут работать по обновленным ФГОС, придется полностью переписать рабочие программы.

Все рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей, курсов внеурочной деятельности полностью должны формироваться с учетом рабочей программы воспитания. 

В тематическом планировании дополнительно нужно указать электронные образовательные ресурсы по каждой теме. В рабочих программах учебных курсов внеурочной деятельности – форму проведения занятий.

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации создал портал «Единое содержание общего образования».

4 Портал «Единое содержаниеобщего образования»

3

 
На портале для педагогов размещены примерные рабочие программы по предметам обязательной части учебного плана, а также действует конструктор рабочих программ – удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации примерных рабочих программ по учебным предметам.

С помощью конструктора рабочих программ учитель, прошедший авторизацию, сможет персонифицировать примерную рабочую программу по предмету.

Конструктор рабочих программ
по учебным предметам
5


Важно
, что Министерство просвещения Российской Федерации обращает особое внимание на активность использования ресурсов портала, в частности использования учителями конструктора рабочих программ по учебным предметам.

В Республике Мордовия постоянно растет число учителей, которые создают рабочие программы по учебным программам в данном конструкторе.

ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства – «Педагог 13.ру» организует серию методических мероприятий с целью оказания методической и консультационной помощи педагогическим и управленческим работникам в контексте реализации обновленного ФГОС НОО, ООО и диссеминации лучших педагогических практик.

Раздел «Обновленные ФГОС НОО,
ФГОС ООО»

5

 

1000+ рабочих программ по разным учебным предметам

800+ учителей активно включились в работу по созданию рабочих программ в конструкторе рабочих программ по предметам

 

ЕСТЬ ЛИ В ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГАМ?

Обновленные стандарты устанавливают, что реализовывать ФГОС должны квалифицированные педагогические работники, которые отвечают требованиям профессиональных стандартов.

Для решения задач, определенных обновленными стандартами, нужен учитель с новыми профессиональными компетенциями, чуткий к возможностям и потребностям учеников и готовый меняться сам. Непрерывное совершенствование профессионального мастерства педагога приобретает особую значимость и актуальность.

Основной задачей педагога является организация учебной деятельности, позволяющей формировать у учащихся потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Сегодня как никогда актуален ключевой технологический элемент системно-деятельностного подхода: ситуация актуального активизирующего затруднения, организованная деятельность по выдвижению идей, гипотез, версий, целью которой является получение личного образовательного результата, выраженного в продуктах деятельности (схемах, моделях, текстах, проектах и пр.). Поэтому среди ведущих профессиональных компетенций учителя можно выделить способность конструировать эвристические ситуации, применение методов, которые позволяют обучающемуся самому искать и осознавать подходящие для него способы решения проблем и другое.

ГДЕ ПОВЫШАТЬ КВАЛИФИКАЦИЮ ПО ОБНОВЛЕННЫМ ФГОС?

Подготовка педагогов к работе по обновленным ФГОС – один из актуальных вопросов на всех уровнях, включая федеральный, региональный, муниципальный, а также уровень образовательной организации.

Заместитель Министра просве-щения Российской Федерации Анастасия Зырянова:

7

«Известно, что сегодня в регионах существуют многочисленные коммерческие предложения: предлага-ются услуги по обучению педагогов переходу на новый ФГОС.
Позиция Министерства однознач-ная и жесткая: единственный оператор по вопросам повышения квалификации и переподготовки педагогов по вопросам перехода на ФГОС – это Академия Минпросвещения России. Эта работа не на один год, эта работа будет активно вестись на федеральном уровне, и, конечно, мы рассчитываем на регионы, муниципалитеты, на включенность в эту важную задачу»

Повышение квалификации по вопросам введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО в практику общеобразовательных организаций Республики Мордовия в регионе осуществляет ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» как организация, входящая в федеральный перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Центр заключил лицензионный договор с Академией Министерства просвещения России о реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя» (36 часов) в рамках каскадной модели обучения слушателей. С целью обеспечения единства подходов к реализации и содержанию курсов повышения квалификации процесс обучения слушателей строится на основе образовательного контента, предоставленного Академией Министерства просвещения России.

5 Официальный сайт ГБУ ДПО РМ
«ЦНППМ «Педагог 13.ру»


Начиная с марта 2022 года учителя региона активно проходят курсы повышения квалификации по данной дополнительной профессиональной программе повышения квалификации. До конца июня 2022 года будут обучены 100% учителей первых и пятых классов, которые приступят к работе 1 сентября 2022 года.

3058 учителей 1 и 5 классов, приступающих к работе 1 сентября 2022 года, пройдут повышение квалификации до 30 июня 2022 года

 

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС В ПРАКТИКУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Персонифицированная помощь и сопровождение педагогических и управленческих кадров общеобразовательных организаций Республики Мордовия системно осуществляется ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру».

Осуществляется сопровождение 2000+ индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников Республики Мордовия


В целях информационного и методического сопровождения введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО в регионе на официальном сайте Центра «Педагог 13.ру» создан раздел «Обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО».

5

Раздел «Обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО»
на официальном сайте ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»

 
Раздел «Обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО» содержит нормативные документы федерального и регионального уровней, информацию о курсах повышения квалификации и образовательных событиях, методические материалы, ссылки на записи онлайн-мероприятий, посвященных вопросам введения обновленных ФГОС.

Важно отметить, что материалы раздела на сайте Центра «Педагог 13.ру», а также федеральные методические ресурсы и сервисы являются методической базой как для самоподготовки учителя к разработке и реализации рабочих программ в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО, так и для научно-методического обеспечения деятельности методических объединений, методических служб муниципального и школьного уровня.

Для обеспечения возможности получения учителем или руководителем образовательной организации адресной консультативной помощи по вопросам реализации обновленных ФГОС НОО и ООО организована работа Горячей линии. Можно обратиться к специалисту по телефону или задать вопрос, заполнив форму обращения. Специалистами Центра «Педагог 13.ру» будут подготовлены и направлены необходимые материалы и обеспечено методическое сопровождение.

Важной составляющей является консультационная поддержка родителей в условиях введения обновленных ФГОС НОО И ФГОС ООО.

На площадке Центра «Педагог 13.ру» создана региональная служба консультирования, которая готова оказать родителям (законным представителям) обучающихся бесплатные индивидуальные консультации по вопросам воспитания, обучения и развития детей в возрасте до 18 лет. Консультации могут быть оказаны в очном и дистанционном формате в удобное для родителей время.

4

Официальный сайт Региональной службы 
консультирования родителей

3


Гришняева Ирина Владиславовна, начальник управления развития профессиональных компетенций педагогов
ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру», кандидат педагогических наук, доцент