Дошкольные работники отметили профессиональный праздник проведением Республиканского форума «Воспитатель сегодня: компетентность, креативность, мобильность»
Сегодня мы часто слышим о необходимости повышения престижа уровня дошкольного образования, наблюдаем значительные изменения приоритетов государственной политики России в области защиты детства и развития социальных институтов. Они находят свое проявление не только в осуществлении многочисленных проектов, направленных на обеспечение доступности и качества дошкольного образования, психолого-педагогической и консультативной поддержки граждан, имеющих детей, но и в реализации мероприятий, направленных на увеличение привлекательности и авторитета профессии педагога дошкольного образования и всех специалистов, работающих в данной сфере. Одним из таких мероприятий является профессиональный праздник – День воспитателя и всех дошкольных работников, который отмечается ежегодно 27 сентября.
Интересные факты: Известно ли вам, что Санкт-Петербург является не только «колыбелью революции», но и «колыбелью» дошкольного воспитания в России? Именно здесь 27 сентября 1863 года Софьей Люгебиль было открыто первое дошкольное учреждение в России.
Не смотря на более чем 150-летнюю историю отечественного дошкольного воспитания, День воспитателя и всех дошкольных работников – один из самых молодых профессиональных праздников в нашей стране. Неофициально его стали праздновать в честь 140-летия открытия первого дошкольного учреждения в стране в 2003 году, опять же, в Санкт-Петербурге.
Через год по инициативе ряда общероссийских педагогических изданий – «Дошкольное образование», «Детский сад со всех сторон», «Обруч» – праздник стали справлять более широкомасштабно, но, по-прежнему, неофициально.
Официальный статус праздник обрел в 2016 году по приказу Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2016 г. № 577 «Об установлении профессионального праздника – Дня воспитателя и всех дошкольных работников».
Отрадно, что в Республике Мордовия начинаются складываться хорошие традиции празднования Дня воспитателя и всех дошкольных работников. Доказательством вышесказанному может служить проведение 27сентября 2021 года на базе ЦНППМ «Педагог 13.ру» Республиканского форума работников дошкольного образования «Воспитатель сегодня: компетентность, креативность, мобильность». Организатором форума выступила кафедра дошкольного и начального образования. О форуме рассказывают инициаторы проекта.
Анисимова Татьяна Геннадьевна, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования ЦНППМ «Педагог 13.ру»:
– Опыт работы в системе дополнительного профессионального образования убедил нас в том, что сегодня нам необходимо создать площадку для профессионального обсуждения актуальных вопросов дошкольного образования в Республике Мордовия, а также для демонстрации инструментов профессионального и личностного роста педагога дошкольного профиля. Правильность выбора тематики, форматов проведения, тематических направлений данного мероприятия подтверждена тем, что форум собрал огромное количество специалистов, заинтересованных проблемами дошкольного образования, – заведующих детскими садами, воспитателей, старших воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, музыкальных руково-дителей, инструкторов по физической культуре. Общее количество участников, заявившихся на форум, – 350 человек. Считаю, что посвящение форума празднованию Дня воспитателя и всех дошкольных работников не только позволило создать особый эмоциональный, торжественный фон мероприятия, но и привлечь внимание широкой общественности к специалистам, работающим на ниве дошкольного образования.
Иванушкина Валентина Михайловна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования:
– Мы решили, что праздник должен быть ярким, интересным, творческим. Именно поэтому проведению форума предшествовал смартмоб «Я воспитатель!», основной идеей которого было показать разнообразие профессиональных качеств, присущих современному воспитателю, и выполняемых им видов деятельности, содействовать повышению социально-профессионального статуса и престижа деятельности педагога дошкольного образования. Идею смартмоба подхватили наши педагоги, в нем приняли участие более 200 специалистов дошкольного образования. Мы гордимся тем, что смартмоб «Я воспитатель!» стал демонстрацией индивидуальности педагога дошкольного образования, акцией единения воспитателей, а также рекламой системы дошкольного образования Республики Мордовия. Позитивные, динамичные фото смартмоба убедительно показывают нам, что современный воспитатель креативен, молод душой, интересен детям, готов к самообразованию и внедрению новых технологий, умеет взаимодействовать с коллегами.
Максимкина Ольга Ивановна, доцент кафедры дошкольного и начального образования, модератор форума:
– Для нас было очень важно определить актуальные тематические направления, в рамках которых будет осуществляться работа форума. В результате долгих дискуссий удалось сформулировать следующие направления:
- Компетентность современного воспитателя: достижения и профессиональные дефициты.
- Творческий поиск: новые подходы к развитию навыков будущего у ребенка.
- Педагог и ребенок в образовательном пространстве информационной эпохи.
- Наставники – молодым профессионалам: мастер-классы.
В рамках данных направлений участники обсудили:
- управленческие аспекты реализации инновационной деятельности в ДОО в процессе развития навыков познавательной активности дошкольников;
- проблемы развития Digital skills навыков у педагогов дошкольных образовательных организаций;
- возможности формирования ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста;
- вопросы эффективного использования современных образовательных технологий в системе дошкольного образования;
- решения в области организации воспитательной работы в детском саду.
Хочется особенно выделить тематическое направление «Наставники – молодым профессионалам: мастер-классы», вызвавшее наибольший интерес у педагогов. В рамках данного направления участниками представлено 33 мастер-класса. У участников форума была уникальная возможность принять участие в горизонтальном обучении (обучении внутри профессионального сообщества педагогов), овладеть новыми техниками, познакомиться с простыми, но эффективными решениями в области методики дошкольного воспитания. Приятно удивило многообразие тематики мастер-классов и способов их представления.
Наставники раскрывали свои профессиональные секреты и демонстрировали коллегам:
- как использовать флексагоны в процессе развития математического моделирования;
- как быстро и малозатратно изготовить сенсорный пакет для развития детей раннего возраста;
- как применять технологию «Путешествие по карте» для формирования знаний о растительном и животном мире у дошкольников;
- как создавать мультфильмы с детьми дошкольного возраста;
- как использовать авторские игры с прищепками в работе с детьми раннего возраста и др.
У тех, кто не успел принять участие в мастер-классах в день проведения форума, есть уникальная возможность ознакомиться с ними на Ютуб-канале кафедры дошкольного и начального образования https://www.youtube.com/channel/UCezgMGEwJj9pIB5O6iqvm-w/videos
Безусловно, данное направление форума позволило не только продемонстрировать лучшие практики дошкольного образования, но и способствовало развитию системы наставничества в сообществе педагогов дошкольного профиля Республики Мордовия.
Максимкина Ольга Ивановна, доцент кафедры дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру», кандидат педагогических наук