Региональная система научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических и управленческих кадров: вызовы времени


 Самсонова Т Самсонова Татьяна Васильевна, 
ректор ГБУ ДПО РМ РМ «Центр непрерывного повышения
профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»,
кандидат педагогических наук, доцент

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Педагог 13.ру» является частью единой федеральной системы научно-методического сопровождения и вовлечения в национальную систему профессионального роста педагогических и управленческих кадров Республики Мордовия и в этом новом ключе выстраивает работу по приоритетным направлениям:

  1. Формирование функциональной грамотности.

  2. Реализация программы «Воспитание».

  3. Школы с низкими образовательными результатами, проект «500+».

  4. Цифровизация образовательного пространства.

  5. Реализация обновленных ФГОС.

  6. Центры «Точка роста», детские технопарки ОО.

1

Реализация каждого из направлений заключается в решении целого комплекса аналитических, организационно-технологических, научно-методических и информационных задач.

Важной задачей Центра «Педагог 13.ру» является подготовка к выполнению профессиональной деятельности в новых условиях, в том числе за счет сопровождения педагога с использованием индивидуальных образовательных маршрутов на основе выявления профессиональных дефицитов. Сотрудниками Центра составлено и сопровождается 1325 индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников различных категорий системы образования республики.

Процесс повышения квалификации педагогов выстраивается в рамках двух моделей: каскадной модели совместно с Академией Минпросвещения России и с учетом требований государственного задания. Контрольной точкой НП «Образование» к 2030 году является прохождение 100 процентов педагогов общеобразовательных организаций через программы Академии и Центра «Педагог 13.ру».

2

Центр осуществляет практическое наполнение программ при тьюторском сопровождении. Тьюторами являются сертифицированные на федеральном уровне педагоги, которые прошли диагностику предметных и методических компетенций в Федеральном институте оценки качества образования. Сегодня тьюторский корпус – это 77 педагогов. 100 процентов профессорско-преподавательского состава и методистов Центра также прошли повышение квалификации по вопросам тьюторского сопровождения педагогов в рамках реализации ФГОС.

Аналогичным образом идет работа по подготовке педагогов и по другим направлениям: школы с низкими образовательными результатами, «Точки роста», формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся, вопросы воспитания и профилактики, цифровая зрелость образования и другим.

Все дополнительные профессиональные программы, по которым в Центре «Педагог 13.ру» идет обучение, после прохождения экспертной оценки или уже вошли в Федеральный реестр, или готовим к загрузке, что также является важным фактором для оценки уровня проработанности проблематики и содержания программ.

Все изменения в системе научно-методического сопровождения педагога направлены на то, чтобы максимально приблизить методическую поддержку и помощь непосредственно к педагогу, обеспечить доступ к современным методикам, технологиям, средствам и инструментам обучения и воспитания. С этой целью в Центре созданы 6 предметных и 4 метапредметных лаборатории, в деятельность которых вовлечены тьюторы и педагоги-новаторы. Лаборатории обеспечивают перенос лучших практик в непосредственную работу учителя.

Внедряется система менторинга как виде наставничества управленческих команд. Сегодня в нее входят 112 образовательных организаций. Это школы с низкими результатами; школы – центры функциональной грамотности; опорные школы математического образования; республиканские инновационные площадки; муниципальные ресурсные центры.

Организовано сопровождение муниципальных управленческих и методических команд по вопросам участия в мониторинге оценки механизмов управления качеством образования на муниципальном уровне.

Качество образования находится в непосредственной зависимости от уровня профессиональной компетентности педагога. Сегодня важной задачей становится создание методического актива (пула) региональных методистов, которые будут выступать ядром региональной методической службы и координаторами региональной инфраструктуры системы сопровождения педагогических кадров.

Пространством развития и самореализации педагога являются сетевые сообщества и конкурсы различного уровня.

3

Социальная сеть учителей «Педагог 13.ру» включает 30 профессиональных сообществ педагогов с числом участников более 6000 человек. Центр «Педагог 13.ру» координирует и сопровождает практически все конкурсы и проекты педагогов, в том числе проект «Школа молодого педагога». В него включены 100 процентов начинающих педагогов. Главная задача проекта – закрепление молодых педагогов на рабочих местах. В «Виртуальную лабораторию для молодого педагога» вовлечено около 300 молодых педагогов.

Активно используем инновационный потенциал Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Мира» для реализации стажировок, практикумов, открытых мастер-классов, в том числе по актуальным вопросам проектирования образовательного процесса для одаренных детей и талантливой молодежи.

Центр «Педагог 13.ру» является площадкой реализации более 20 российских и региональных проектов, куратором по реализации дорожных карт и комплексов мер. Вот некоторые из них: «Земский учитель», «Цифровая образовательная среда», «Проектория» и др. Заключено более 20 соглашений с регионами о сотрудничестве, свыше 40 договоров с социальными партнерами и общественными организациями. Развиваем международное сотрудничество с Финно-угорским центром г. Сиппола (Финляндия) и др.

С 1 сентября 2021 года начал работу российский сетевой журнал «Педагог 13». Активно работают экспертные структуры: Республиканский экспертный совет, Региональное учебно-методическое объединение. Информационно-методическое сопровождение обеспечивается системой «Электронная школа», сетевым ресурсом «На 5+!», Республиканским информационно-библиотечным центром и др.

4

Успешные тренды развития образования в существенной мере изменили характеристики как самого образовательного процесса, так и путей обновления повышения квалификации педагогических кадров. В 2022 году в качестве приоритетных представлены следующие стратегические линии:

– подготовка педагогических работников общеобразовательных организаций к реализации требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО Обучение должны пройти 100 процентов педагогов, работающих в 1 и 5 классах;

– обучение команд муниципальных методических служб по знаковым вопросам государственной образовательной политики;

– реализация программ, направленных на формирование и развитие функциональной грамотности, в том числе для целевой аудитории школ, участвующих в международном исследовании PISA-2022 в Республике Мордовия;

– подготовка классных руководителей по вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся;

– организация обучения педагогических команд ОО новым образовательным технологиям в период проведения капитального ремонта школ;

– реализация адресных программ, направленных на устранение профессиональных дефицитов педагогов школ с низкими образовательными результатами.

В заключение хочу отметить, что деятельность Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Педагог 13.ру» обеспечивает стабильную, системную организационно-методическую работу, необходимую для профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, повышения их квалификации и профессионального мастерства.