ФГОС третьего поколения: готовимся к переходу

Вопрос перехода на обновленные стандарты является одним из стратегических для всей отрасли «Образование». С 1 сентября 2022 года все школы Российской Федерации начнут принимать школьников в первые и пятые классы на обучение только по обновленным федеральным государственным образовательным стандартам начального общего и основного общего образования.

В Республике Мордовия региональным оператором реализации мероприятий по обеспечению перехода на обновленные ФГОС НОО и ООО является ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства – «Педагог 13.ру».

ОБЗОР ОБЩИХ НОВОВВЕДЕНИЙ

Обновленная редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании общеобразовательными организациями программ начального общего и основного общего образования, а также учета интересов и возможностей как образовательных организаций, так и обучающихся. Обновленный ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности и дает ответ на вопрос о том, чему должна учить современная школа. Сегодня создается единая содержательная основа для обеспечения качества реализации общеобразовательных программ, в том числе с включением в этот процесс заинтересованного родительского сообщества.

1                                           2
ФГОС НОО (Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286)                                           ФГОС НОО (Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287)

 
Остановимся подробнее на некоторых новшествах.

Конкретизированы требования к образовательным результатам.

Одна из главных особенностей обновленных ФГОС – детализированные требования к образовательным результатам. Определены четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Это делает стандарты понятными для педагогов, родителей и самих обучающихся, а также позволяет выстроить единую цепочку «программа – учебник – уроки – итоговая аттестация».

Определены требования к личностным и метапредметным образовательным результатам, которые описаны по группам. Личностные результаты сгруппированы по направлениям воспитания:

  • гражданско-патриотическое;
  • духовно-нравственное;
  • эстетическое;
  • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
  • трудовое;
  • экологическое;
  • ценность научного познания.

 Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
  • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.

Объем нагрузки изменен.

Таблица

Изменения в объеме аудиторной нагрузки

Показатель ФГОС НОО 2009 г. ФГОС НОО 2021 г. ФГОС ООО 2010 г. ФГОС ООО 2021 г.
Минимальное количество часов 2904 2954 5267 5058
Максимальное количество часов 3345 3190 6020 5549

 
В начальной школе снижен объем внеурочной нагрузки. Раньше он составлял максимум 1350 часов за 4 года обучения, теперь – максимум 1320 часов.

Закреплена вариативность содержания программ.

Еще одно новое требование к ООП НОО и ООО – теперь их содержание должно быть вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на различные потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.

Новое требование вариативности дает школе достаточную свободу выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут преподавать предметы так, как считают нужным и подходящим для конкретных классов. Но эта свобода ограничена четкими требованиями к предметным результатам.

Исключен из списка обязательных предметов второй иностранный.

На уровне ООО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык. Разработчики новой редакции ФГОС ООО исключили этот предмет из списка обязательных.

Включено понятие «функциональная грамотность».

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.

Введены новые требования к рабочим программам.

Впервые примерные рабочие программы разработаны на федеральном уровне. Их апробация состоялась в период с 15 сентября 2021 года по 30 апреля 2022 года. В ней приняли участие 146 учителей начальной и основной школы общеобразовательных организаций Республики Мордовия. Апробация позволила усовершенствовать примерные рабочие программы по учебным предметам с учетом предложений учителей-практиков.

До 1 сентября 2022 года всем учителям, которые будут работать по обновленным ФГОС, придется полностью переписать рабочие программы.

Все рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей, курсов внеурочной деятельности полностью должны формироваться с учетом рабочей программы воспитания. 

В тематическом планировании дополнительно нужно указать электронные образовательные ресурсы по каждой теме. В рабочих программах учебных курсов внеурочной деятельности – форму проведения занятий.

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации создал портал «Единое содержание общего образования».

4 Портал «Единое содержаниеобщего образования»

3

 
На портале для педагогов размещены примерные рабочие программы по предметам обязательной части учебного плана, а также действует конструктор рабочих программ – удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации примерных рабочих программ по учебным предметам.

С помощью конструктора рабочих программ учитель, прошедший авторизацию, сможет персонифицировать примерную рабочую программу по предмету.

Конструктор рабочих программ
по учебным предметам
5


Важно
, что Министерство просвещения Российской Федерации обращает особое внимание на активность использования ресурсов портала, в частности использования учителями конструктора рабочих программ по учебным предметам.

В Республике Мордовия постоянно растет число учителей, которые создают рабочие программы по учебным программам в данном конструкторе.

ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства – «Педагог 13.ру» организует серию методических мероприятий с целью оказания методической и консультационной помощи педагогическим и управленческим работникам в контексте реализации обновленного ФГОС НОО, ООО и диссеминации лучших педагогических практик.

Раздел «Обновленные ФГОС НОО,
ФГОС ООО»

5

 

1000+ рабочих программ по разным учебным предметам

800+ учителей активно включились в работу по созданию рабочих программ в конструкторе рабочих программ по предметам

 

ЕСТЬ ЛИ В ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГАМ?

Обновленные стандарты устанавливают, что реализовывать ФГОС должны квалифицированные педагогические работники, которые отвечают требованиям профессиональных стандартов.

Для решения задач, определенных обновленными стандартами, нужен учитель с новыми профессиональными компетенциями, чуткий к возможностям и потребностям учеников и готовый меняться сам. Непрерывное совершенствование профессионального мастерства педагога приобретает особую значимость и актуальность.

Основной задачей педагога является организация учебной деятельности, позволяющей формировать у учащихся потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Сегодня как никогда актуален ключевой технологический элемент системно-деятельностного подхода: ситуация актуального активизирующего затруднения, организованная деятельность по выдвижению идей, гипотез, версий, целью которой является получение личного образовательного результата, выраженного в продуктах деятельности (схемах, моделях, текстах, проектах и пр.). Поэтому среди ведущих профессиональных компетенций учителя можно выделить способность конструировать эвристические ситуации, применение методов, которые позволяют обучающемуся самому искать и осознавать подходящие для него способы решения проблем и другое.

ГДЕ ПОВЫШАТЬ КВАЛИФИКАЦИЮ ПО ОБНОВЛЕННЫМ ФГОС?

Подготовка педагогов к работе по обновленным ФГОС – один из актуальных вопросов на всех уровнях, включая федеральный, региональный, муниципальный, а также уровень образовательной организации.

Заместитель Министра просве-щения Российской Федерации Анастасия Зырянова:

7

«Известно, что сегодня в регионах существуют многочисленные коммерческие предложения: предлага-ются услуги по обучению педагогов переходу на новый ФГОС.
Позиция Министерства однознач-ная и жесткая: единственный оператор по вопросам повышения квалификации и переподготовки педагогов по вопросам перехода на ФГОС – это Академия Минпросвещения России. Эта работа не на один год, эта работа будет активно вестись на федеральном уровне, и, конечно, мы рассчитываем на регионы, муниципалитеты, на включенность в эту важную задачу»

Повышение квалификации по вопросам введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО в практику общеобразовательных организаций Республики Мордовия в регионе осуществляет ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» как организация, входящая в федеральный перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Центр заключил лицензионный договор с Академией Министерства просвещения России о реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя» (36 часов) в рамках каскадной модели обучения слушателей. С целью обеспечения единства подходов к реализации и содержанию курсов повышения квалификации процесс обучения слушателей строится на основе образовательного контента, предоставленного Академией Министерства просвещения России.

5 Официальный сайт ГБУ ДПО РМ
«ЦНППМ «Педагог 13.ру»


Начиная с марта 2022 года учителя региона активно проходят курсы повышения квалификации по данной дополнительной профессиональной программе повышения квалификации. До конца июня 2022 года будут обучены 100% учителей первых и пятых классов, которые приступят к работе 1 сентября 2022 года.

3058 учителей 1 и 5 классов, приступающих к работе 1 сентября 2022 года, пройдут повышение квалификации до 30 июня 2022 года

 

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС В ПРАКТИКУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Персонифицированная помощь и сопровождение педагогических и управленческих кадров общеобразовательных организаций Республики Мордовия системно осуществляется ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру».

Осуществляется сопровождение 2000+ индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников Республики Мордовия


В целях информационного и методического сопровождения введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО в регионе на официальном сайте Центра «Педагог 13.ру» создан раздел «Обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО».

5

Раздел «Обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО»
на официальном сайте ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»

 
Раздел «Обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО» содержит нормативные документы федерального и регионального уровней, информацию о курсах повышения квалификации и образовательных событиях, методические материалы, ссылки на записи онлайн-мероприятий, посвященных вопросам введения обновленных ФГОС.

Важно отметить, что материалы раздела на сайте Центра «Педагог 13.ру», а также федеральные методические ресурсы и сервисы являются методической базой как для самоподготовки учителя к разработке и реализации рабочих программ в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО, так и для научно-методического обеспечения деятельности методических объединений, методических служб муниципального и школьного уровня.

Для обеспечения возможности получения учителем или руководителем образовательной организации адресной консультативной помощи по вопросам реализации обновленных ФГОС НОО и ООО организована работа Горячей линии. Можно обратиться к специалисту по телефону или задать вопрос, заполнив форму обращения. Специалистами Центра «Педагог 13.ру» будут подготовлены и направлены необходимые материалы и обеспечено методическое сопровождение.

Важной составляющей является консультационная поддержка родителей в условиях введения обновленных ФГОС НОО И ФГОС ООО.

На площадке Центра «Педагог 13.ру» создана региональная служба консультирования, которая готова оказать родителям (законным представителям) обучающихся бесплатные индивидуальные консультации по вопросам воспитания, обучения и развития детей в возрасте до 18 лет. Консультации могут быть оказаны в очном и дистанционном формате в удобное для родителей время.

4

Официальный сайт Региональной службы 
консультирования родителей

3


Гришняева Ирина Владиславовна, начальник управления развития профессиональных компетенций педагогов
ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру», кандидат педагогических наук, доцент


Региональная система научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических и управленческих кадров: вызовы времени


 Самсонова Т Самсонова Татьяна Васильевна, 
ректор ГБУ ДПО РМ РМ «Центр непрерывного повышения
профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»,
кандидат педагогических наук, доцент

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Педагог 13.ру» является частью единой федеральной системы научно-методического сопровождения и вовлечения в национальную систему профессионального роста педагогических и управленческих кадров Республики Мордовия и в этом новом ключе выстраивает работу по приоритетным направлениям:

  1. Формирование функциональной грамотности.

  2. Реализация программы «Воспитание».

  3. Школы с низкими образовательными результатами, проект «500+».

  4. Цифровизация образовательного пространства.

  5. Реализация обновленных ФГОС.

  6. Центры «Точка роста», детские технопарки ОО.

1

Реализация каждого из направлений заключается в решении целого комплекса аналитических, организационно-технологических, научно-методических и информационных задач.

Важной задачей Центра «Педагог 13.ру» является подготовка к выполнению профессиональной деятельности в новых условиях, в том числе за счет сопровождения педагога с использованием индивидуальных образовательных маршрутов на основе выявления профессиональных дефицитов. Сотрудниками Центра составлено и сопровождается 1325 индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников различных категорий системы образования республики.

Процесс повышения квалификации педагогов выстраивается в рамках двух моделей: каскадной модели совместно с Академией Минпросвещения России и с учетом требований государственного задания. Контрольной точкой НП «Образование» к 2030 году является прохождение 100 процентов педагогов общеобразовательных организаций через программы Академии и Центра «Педагог 13.ру».

2

Центр осуществляет практическое наполнение программ при тьюторском сопровождении. Тьюторами являются сертифицированные на федеральном уровне педагоги, которые прошли диагностику предметных и методических компетенций в Федеральном институте оценки качества образования. Сегодня тьюторский корпус – это 77 педагогов. 100 процентов профессорско-преподавательского состава и методистов Центра также прошли повышение квалификации по вопросам тьюторского сопровождения педагогов в рамках реализации ФГОС.

Аналогичным образом идет работа по подготовке педагогов и по другим направлениям: школы с низкими образовательными результатами, «Точки роста», формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся, вопросы воспитания и профилактики, цифровая зрелость образования и другим.

Все дополнительные профессиональные программы, по которым в Центре «Педагог 13.ру» идет обучение, после прохождения экспертной оценки или уже вошли в Федеральный реестр, или готовим к загрузке, что также является важным фактором для оценки уровня проработанности проблематики и содержания программ.

Все изменения в системе научно-методического сопровождения педагога направлены на то, чтобы максимально приблизить методическую поддержку и помощь непосредственно к педагогу, обеспечить доступ к современным методикам, технологиям, средствам и инструментам обучения и воспитания. С этой целью в Центре созданы 6 предметных и 4 метапредметных лаборатории, в деятельность которых вовлечены тьюторы и педагоги-новаторы. Лаборатории обеспечивают перенос лучших практик в непосредственную работу учителя.

Внедряется система менторинга как виде наставничества управленческих команд. Сегодня в нее входят 112 образовательных организаций. Это школы с низкими результатами; школы – центры функциональной грамотности; опорные школы математического образования; республиканские инновационные площадки; муниципальные ресурсные центры.

Организовано сопровождение муниципальных управленческих и методических команд по вопросам участия в мониторинге оценки механизмов управления качеством образования на муниципальном уровне.

Качество образования находится в непосредственной зависимости от уровня профессиональной компетентности педагога. Сегодня важной задачей становится создание методического актива (пула) региональных методистов, которые будут выступать ядром региональной методической службы и координаторами региональной инфраструктуры системы сопровождения педагогических кадров.

Пространством развития и самореализации педагога являются сетевые сообщества и конкурсы различного уровня.

3

Социальная сеть учителей «Педагог 13.ру» включает 30 профессиональных сообществ педагогов с числом участников более 6000 человек. Центр «Педагог 13.ру» координирует и сопровождает практически все конкурсы и проекты педагогов, в том числе проект «Школа молодого педагога». В него включены 100 процентов начинающих педагогов. Главная задача проекта – закрепление молодых педагогов на рабочих местах. В «Виртуальную лабораторию для молодого педагога» вовлечено около 300 молодых педагогов.

Активно используем инновационный потенциал Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Мира» для реализации стажировок, практикумов, открытых мастер-классов, в том числе по актуальным вопросам проектирования образовательного процесса для одаренных детей и талантливой молодежи.

Центр «Педагог 13.ру» является площадкой реализации более 20 российских и региональных проектов, куратором по реализации дорожных карт и комплексов мер. Вот некоторые из них: «Земский учитель», «Цифровая образовательная среда», «Проектория» и др. Заключено более 20 соглашений с регионами о сотрудничестве, свыше 40 договоров с социальными партнерами и общественными организациями. Развиваем международное сотрудничество с Финно-угорским центром г. Сиппола (Финляндия) и др.

С 1 сентября 2021 года начал работу российский сетевой журнал «Педагог 13». Активно работают экспертные структуры: Республиканский экспертный совет, Региональное учебно-методическое объединение. Информационно-методическое сопровождение обеспечивается системой «Электронная школа», сетевым ресурсом «На 5+!», Республиканским информационно-библиотечным центром и др.

4

Успешные тренды развития образования в существенной мере изменили характеристики как самого образовательного процесса, так и путей обновления повышения квалификации педагогических кадров. В 2022 году в качестве приоритетных представлены следующие стратегические линии:

– подготовка педагогических работников общеобразовательных организаций к реализации требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО Обучение должны пройти 100 процентов педагогов, работающих в 1 и 5 классах;

– обучение команд муниципальных методических служб по знаковым вопросам государственной образовательной политики;

– реализация программ, направленных на формирование и развитие функциональной грамотности, в том числе для целевой аудитории школ, участвующих в международном исследовании PISA-2022 в Республике Мордовия;

– подготовка классных руководителей по вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся;

– организация обучения педагогических команд ОО новым образовательным технологиям в период проведения капитального ремонта школ;

– реализация адресных программ, направленных на устранение профессиональных дефицитов педагогов школ с низкими образовательными результатами.

В заключение хочу отметить, что деятельность Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Педагог 13.ру» обеспечивает стабильную, системную организационно-методическую работу, необходимую для профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, повышения их квалификации и профессионального мастерства.

КОНТАКТЫ

Сайт сетевого издания «Педагог13»pedagog13.ru

E-mail: pedagog13@e-mordovia.ru

Адрес: 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Транспортная, д. 19

Телефон: +7 (8342) 32-17-35

12+

ОБ ИЗДАНИИ

Сетевое издание «Педагог 13» зарегистрировано в качестве средства массовой информации Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ЭЛ № ФС 77-81793 от 31.08.2021).
Периодичность издания журнала – 4 раза в год.

Подробнее...

ДОКУМЕНТЫ

© Сетевое издание «Педагог 13» 2024.
Авторские права защищены.
При копировании материалов прямая ссылка на источник обязательна!